суббота, 2 мая 2015 г.

О полигамии в современном обществе



 

Многожёнство как актуальная проблема современности

Вопрос многожёнства во все времена волновал общество. Он также активно муссировался и российскими депутатами. Вопреки логике и здравому смыслу, депутаты высказывались за законодательное введение многожёнства. Тема эта, к счастью, не прошла, народ всё-таки оказался не готов к таким радикальным переменам. Тогда зазвучали голоса в пользу признания сожительства, как узаконенного брака. Но эта лазейка в узаконивание многожёнства  также оказалась слишком опознаваемой.

В мировой культуре основательно обкатан  сюжет, в котором мужчина пытается узаконить отношения с любовницей, но всякая жена на это согласна. Некоторые мужчины не могут выбрать между женой и любовницей, и не всегда этот процесс проходит безболезненно для всех участников.   

Почему он обязан делать этот выбор? Кто постановил, что нельзя любить одновременно, но по-разному, нескольких женщин? Отчего же, любить можно, но в жизни не так всё просто. Не всякая жена согласится на то, чтобы её муж жил на два, а то и три дома. Именно потому и скрывают мужчины свои посторонние связи. Естественно, они ввергают себя в пучину лжи и лицемерия.

 В прошлом, к примеру, у евреев, полигамный брак был нормой жизни, это было в порядке вещей.  Надо, однако, помнить и уяснить разницу: многоженство не есть беспорядочные и безответственные половые отношения.  У евреев благополучие семьи было на первом месте, а те, кто вступал в интимные отношения, становились «одной плотью», т.е. оба несли за последствия этой связи взаимную ответственность, становились семьей.

Полигамия у евреев была формой защиты прав женщин. Думские же мужи, вещающие о многожёнстве озабочены другим: выражением мужского превосходства. Еврейские жены не делились на «первостепенных» и «второстепенных». Их дети были равны в правах.  

 Если мужчина желал иметь несколько жен, он обязан был заботиться о них и их детях, которые рождались в этом союзе. Мужчина, способный содержать большую семью с несколькими женами возможно не осуждался бы. К сожалению, в России нет условий, которые способствовали бы многожёнству. Более того, около 10 млн. мужчин скрываются от правосудия, отказываясь содержать своих собственных детей даже от единственного брака.
Об ответственности таких мужчин говорить не приходится.

Из опытов над грызунами. Полигамному виду повышали экспрессию вазопрессиновых рецепторов до уровня моногамного вида. Этот самец, который прежде вёл беспорядочную половую жизнь, становился привязанным к одной самке, с которой вступил в связь.  Остальные особи грызунов женского пола вызывают у него агрессию и неприязнь.

Существование полигамии в мире

У фараона Древнего Египта имелся  дворец, в котором жили его жены и наложницы, а для простых смертных полигамия не запрещалась, но и не поощрялась.
Практиковалась полигамия и в Индии. Теперь она формально запрещена законом, но существует  неформально.
В Китае мужчине разрешалась полигамия. Принято было считать, что многожёнство идет на пользу.   
В Японии полигамия была обычным явлением среди аристократов. Муж жил в одной из своих семей, которая была официальной, и сожительствовал с другими неофициальными семьями.
Полигамия среди древних славян была явлением повсеместным, долго продержалась эта традиция и после введения христианства.
В христианском «Новом Завете» нет запрета на полигамию. Полигамия была запрещена  только епископам и дьяконам.
Нормальным явлением в Европе полигамия была до второй половины VIII века н.э.  
В средневековье Римская католическая церковь методично искореняла все официальные попытки  оправдания многожёнства.
Полигамия процветала среди европейских феодалов и знати -  понятно, что «сливкам» общества закон во все времена не писан.
С приходом Реформации положение изменилось.

Выживаемость темы полигамии

В большинстве современных стран многоженство преследуется, но в 22 мусульманских странах оно узаконено, однако и там  по несколько жен имеет только зажиточная часть, около15-20% мужчин.
Многоженство долго сохранялось у арабских народов, которые не были затронуты влиянием античного аскетизма. Ислам оправдывал многоженство с религиозной точки зрения и закрепил законодательно. Секс считался благим делом, но лишь в рамках брака. Религия дает возможность завести до четырех жен, но если мужчина сомневается, что способен одинаково хорошо относиться ко всем этим женщинам, то уж лучше ему иметь только одну жену.
Ислам предписывает быть добрым к женам, не унижать их и не бить, быть справедливым по отношению к ним. На практике, к сожалению,  все бывает совсем по-другому. Да только и  в моногамных семьях случаются те же проблемы.

Настойчиво продвигаемая в сознание людей  полигамия получила даже специальное юридическое обоснование. Так, в  определённых  штатах Америки разрешено заключить «сезонный» союз на определенное количество лет или месяцев, по истечении которых брак без лишних бюрократических проволочек считается расторгнутым.
В России такого нет, но желающих продвинуть эту идею последовательной полигамии уже достаточно.

Как относиться к полигамии, плохо ли быть полигамным?

Семейные традиции, которые отличны от устоявшихся в Европе, воспринимаются многим людям примитивными, устарелыми, противными человеческой природе. На протяжении веков полигамия была обычным явлением практически для всех народов. Она теряла свою актуальность с расширением границ Запада. Типичные представления европейского человека о гареме описаны исследователями Ирвином Альтманом и Джозефом Джинатом в  книге «Многоженство в современном обществе»: «Мы ожидали увидеть в семьях со многими женами само воплощение тех пороков, от которых мир сегодня стремится уйти. Как могут современные люди жить подобным образом?» Авторы идею полигамии в современном обществе находили выходящей за пределы здравого смысла. Они поначалу демонстрировали  непонимание, враждебность, даже гнев. Но со временем убедились, что члены этих семей преданы друг другу, их отношения основаны на любви и уважении точно так же, как в хороших моногамных семьях. Ученые считают, что неправильное представление о полигамии формируется на основе невежества и грубых, ничем не обоснованных нападок со стороны средств массовой информации, призывают к терпимости и уважению к иным традициям и иному стилю жизни.

Полигамия: разврат или  ответственность?

Терпимость конечно следует проявлять, но не следует слепо протаскивать идею многожёнства, даже если со стороны кажется, что там всё благополучно и благопристойно. В России, в стране равных теоретических возможностей и отсутствия почитания закона, такая форма организации жизни неприемлема.

Недаром красноармеец Сухов из фильма «Белое солнце пустыни» уверен, что делает благое дело, освобождая женщин из гарема. Это происходит потому, что в его сформировавшемся российскими традициями понятии гарем – это что-то безнадежно архаичное, из сказок «Тысячи и одной ночи», где многочисленные султанские жены коротают время, лежа у бассейна, сплетничают и изнывают от безделья, не принося обществу никакой пользы.
Но домашняя работа, особенно в богатом доме, в котором обычно большое хозяйство, много детей, требующих ухода, это тоже работа. В России, к сожалению, домашняя работа совершенно не берётся в расчёт, да и хозяйство современных россиян невелико.
Если раньше несколько жен было у зажиточного крестьянина, то тем более, все они были постоянно заняты работой на земле и по дому. В России зажиточных крестьян теперь встретить практически не возможно. 
При всей прелести жизни в гареме, кто интересовался у самих женщин, нравится ли им в гареме.  Неизвестно, что бы они ответили. В статусе законной жены женщина имеет социальную защиту. Муж одинаково обязан содержать как одну жену, так и гарем, если он предпочёл одной жене целый гарем. Он обязан кормить, одевать жён, обязан обеспечивать всех своих детей, все жены имеют равное право на наследство в случае его смерти. Российские мужчины по большей части стараются не замечать эту часть, касающуюся обязанностей, и видят в гареме только возможность для нескончаемых утех и самоутверждения. Более того, гарем – это маленькое государство в большом государстве. И этим маленьким государством надо уметь управлять. Многие наши, российские мужчины даже слабо приучены управлять собой, моногамной семьёй, не говоря о многожёнстве и гареме.   
Отсюда,  напрашивается вывод о том, что плохо не многожёнство, а отвратна  вопиющая безответственность.

О пользе и вреде полигамии

О пользе и вреде полигамии говорилось во все времена. В мировой истории наступали моменты, когда в результате войн сильно сокращалось мужское население. Тогда неизменно появлялись выступления в защиту многожёнства, однако церковь не шла на уступки и отвергала все предложения реформаторов.  Жизнь, разумеется, вносила свои коррективы. К примеру, после Великой Отечественной войны, которая практически щедро выкосила мужскую часть населения, женщины продолжали рожать, а мужчины, даже не желая или имея возможности создавать полигамные семьи, оказывались в роли полигамов. Не желая афишировать свои связи, женщины оставались матерями-одиночками. Лишь малое количество мужчин открыто объявляли о своей полигамности и проявляли заботу о своих семьях.

Современные адепты полигамии говорят, что полигамия и так существует в мире, только в прикрытых, лицемерных формах, так уж лучше ее узаконить, чем закрывать глаза на повсеместную измену и разврат. Надо заметить, что многожёнство не предполагает измен и разврата. Мужчина призван быть верным своим жёнам даже при многожёнстве. К тому же,  никто не гарантирует, что мужчина и женщина будут поддерживать друг друга на протяжении всей жизни, даже узаконив свои отношения. Скинув с себя бремя нравственности, люди разучились нести ответственность друг за друга и за последствия своих поступков.
Многие граждане необдуманно легко вступают в брак и так же легко разводятся, рожают детей, чья судьба их не волнует, ломая своим поведением жизнь своим детям. 
А брак – это, прежде всего, ответственность граждан, желающих посвятить себя и свою жизнь друг другу и своему потомству.  

У мужчин, состоящих в полигамных браках, риск перекрытия сосудов сердца в четыре раза выше, чем у женатых на одной женщине — считают ученые.

Арабские врачи-кардиологи провели обследование пациентов пяти больниц в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах и установили, что риск сужения коронарных сосудов у полигамных мужчин в 4,6 раза больше, чем у моногамных, а риск множественного сужения артерий — выше в 2,6 раза.
«Мы обнаружили взаимосвязь между увеличением числа жен и тяжестью и количеством сердечных недугов, — сказал глава исследования доктор Амин Даулах, кардиолог в больнице короля Фейсала и специалист научно-исследовательского центра в Джидде. — Это, скорее всего, связано с бременем, которое ложится на мужчину, когда он обязан поддерживать несколько домохозяйств — это обходится дорого и материально, и эмоционально».
Долгосрочное напряжение в семейной жизни увеличивает риск развития ишемической болезни сердца, предупреждают ученые.
Всего было обследовано 687 мужчин: 68% из них имели одну жену, 19% — двух, 10% — трех и 3% — четырех. Средний возраст пациентов составлял 59 лет. Более чем у половины диагностировалось высокое кровяное давление и диабет, примерно половина страдала от сердечно-сосудистых заболеваний. Мужчины, состоявшие в полигамных браках, как правило, были старше и жили в сельских районах.

"Народная экспертиза гендерной ответственности"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Народная экспертиза гендерной ответственности

Моя фотография
Russia
Учредители: Попов В.П. Попова М.К. Веклич Н.В.