воскресенье, 18 января 2015 г.

Рядовой Пермяков. Соблюдайте Конституцию!

С момента трагедии в армянском городе Гюмри прошла уже неделя. Но за неделю более-менее вменяемой правовой позиции так и не высказано. 
Среди отечественных правозащитников высказывается мнение о том, что во имя некоей "справедливости" рядового Попова необходимо выдать армянским следственным органам.
Юлия Латынина сожалеет на тему того, что невыдача не приведёт к возникновению "армянского майдана".   
Со ссылками на правовые акты, можно написать примерную судьбу рядового Пермякова в Российской Федерации и то, почему его нельзя выдавать никому.

Если бы рядовой Пермяков (обвиняемый в совершении дезертирства с оружием и убийстве с особой жестокостью семьи Аветисянов из 6 человек) в настоящее время находился в руках армянских правоохранительных органов, пришлось бы думать о том, как правоохранителям Армении выполнить одновременно две задачи: исполнить международный договор между Россией и Арменией о военном сотрудничестве и угодить общественному мнению, требующему кары преступнику. 
Но и тут были бы возможные основания для истребования Пермякова в юрисдикцию РФ.   
Пермякова "взяли" российские пограничники, в потому он находится в руках российских официальных органов. 
Конституция РФ (ст. 61, ч. 1) прямо запрещает высылку гражданина России за пределы РФ или выдачу его другому государству. Эта статья находится в главе 2 Основного закона и не может быть пересмотрена иначе как путём принятия новой Конституции.  

Таким образом, ни один российский правоохранительный орган не может способствовать выдаче ни одного из россиян, каким бы плохим он ни был и какие бы преступления не совершил, другому государству. Особенно, если этот россиянин находится "в руках" самих российских правоохранительных органов. Вот находился бы он в армянском СИЗО - можно было бы говорить о тех или иных маневрах. Иначе это будет прямым и вопиющим нарушением Конституции России.  

Ложно понимаемое "величие страны" или ещё чем-нибудь здесь ни причём. 

Конституционный запрет на выдачу собственных граждан не противоречит международно-правовым обязательствам России. 
Согласно статье 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан. 

Более категоричной выглядит норма ст. 57 Конвенции СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны. 
Российско-армянский договор 1992 года о правовом статусе войск вопросы выдачи не рассматривает никак. Если бы гражданин Армении расстрелял семью в России и скрылся бы в Армении - Россия также не вправе была бы требовать его выдачи в Россию.   
Но дальше многие ошибочно воспринимают эту информацию. Почему-то считается, что если лицо не подлежит выдаче, то оно и к уголовной ответственности не привлекается. Это - большая и очень серьёзная ошибка. 

Рядовой Пермяков, несомненно, будет и должен быть привлечён к уголовной ответственности. 
Более того - часть 2 статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации прямо говорит: "Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации."  
Российско-армянский договор 1993 года (ст. 19) предусматривает в этом случае разграничение по тому, совершено преступление в месте дислокации военной базы или нет, а также по тому, является ли преступление воинским. Дезертирство в любом случае воинское преступление, потому можно говорить о подведомственности преступления властям РФ. 

Уголовная ответственность рядового Пермякова, которого будут судить по российским законам, может быть даже более жёсткой, чем была бы по законам Армении: часть 2 статьи 104 УК Армении за убийство двух или более лиц предусматривает наказание от 8 до 15 лет, либо пожизненное лишение свободы, а соответствующая ей часть 2 статьи 105 УК РФ имеет санкцию от восьми до двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертную казнь (в России мораторий на смертную казнь). 
Российский УК запрещает учитывать при снижении ответственности по подобного рода преступлениям смягчающие обстоятельства, чего нет в УК армянском.  


УПК. Пермяков является военнослужащим, посему предварительное расследование должен производить, скорее всего, 519 Военно-следственный отдел СК России, располагающийся в городе Гюмри (если дело не передадут на более высокий уровень - особо тяжкие преступления у военных следователей встречаются нечасто), а приговор будет выносить военный суд Северо-Кавказского военного округа. 
И, если бы его судили по армянским законам, у суда бы ещё был шанс вынести ему 15-летний приговор, учтя, скажем, явку с повинной или ещё что-нибудь, то в России шансов не будет - приговор, скорее всего, будет пожизненным. Материалы, собранные армянскими следственными органами, также станут значительной частью российского уголовного дела.  

В России рядовой Пермяков до суда доживёт, да и потом будет жить долго-долго, правда несчастливо (о том, как именно живут пожизненные в России можно посмотреть, например, здесь: http://www.youtube.com/watch?v=XCm62dEGCw4, механизм отточен до мелочей и места для жалости не оставляет). В Армении же, скорее всего, погибнет ещё в предварительном заключении. Кавказ, знаете ли.  
То есть - те, кто во имя "справедливости и прав человека" требует выдать рядового Пермякова Армении, руководствуется не правами человека, а средневековыми обычаями кровной мести, желанием рядового Пермякова убить. Против этого ещё в 1993 году и была направлена российская Конституция. 

(по материалам  Алексея Елаева)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Народная экспертиза гендерной ответственности

Моя фотография
Russia
Учредители: Попов В.П. Попова М.К. Веклич Н.В.