вторник, 27 января 2015 г.

Проблемы материнства и детства в республике Коми

Семья, материнство и детство - необходимые условия существования нормального общества, так как без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна, а семья это воспроизводство делает более упорядоченным и ответственным.
В республике, как и в стране в целом, в последние годы, благодаря усилиям, предпринятым  правительством  по стимуляции  демографии,  наблюдалось некоторое повышение рождаемости. Но это не стоит расценивать как долгосрочную тенденцию. Удельный вес женщин самого детородного возраста - 20-29 лет, увеличиваясь с середины 90-х годов ХХ века, достиг максимума несколько лет назад. Далее началось снижение этой доли в общей численности населения. 
Перспективы повышения рождаемости в недалеком будущем не могут быть связаны и с категорией женщин в возрасте 15-19 лет. Их меньше, чем в возрасте 20-24 года. Еще более малочисленной является возрастная группа девочек 10-14 лет. В самое ближайшее время, когда девочки достигнут возрастов максимальной репродуктивной активности, структурный фактор будет оказывать мощное понижающее воздействие.

Неблагоприятные тенденции демографического развития предопределили важность решения проблем рождаемости и увеличения уровня жизни семей с детьми. Поощрение семей в рождении детей с середины первого десятилетия ХХI века стало основным государственным приоритетом. В 2007 году вступил в силу новый пакет мер по поддержке семей с детьми, включающий материнский капитал, повышение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию оплаты услуг детских дошкольных учреждений, увеличение стоимости родового сертификата. Однако, давайте посмотрим, как это отразилось непосредственно на семье. Это улучшение коснулось не всех семей и не в необходимой мере.  Так, перед введением материнского капитала правительством были предприняты беспрецедентные усилия по тотальному лишению родителей, по разным причинам не имеющих возможности материально обеспечить семью, их родительских прав, и изъятию детей из родительских семей. Надо иметь в виду тот факт, что в отношении многих семей именно государство не исполняло своих обязательств, чем и вызвано было тяжёлое положение семей, особенно многодетных, малобюджетных, семей с одиноким родителем, семей инвалидов. Но за свою беспринципность государство  строго и жестоко спросило не с себя, а именно с семей. Компенсация оплаты услуг ДДУ также не коснулась большинства именно остро нуждающихся семей, в силу хронического отсутствия достаточных мест в ДДУ и многолетних очередей на получение такого места для ребёнка в ДДУ нуждающейся семьёй. Увеличение стоимости родового сертификата также прямо не сказалось на улучшении благополучия семьи, учитывая ещё и тот факт, что родовспоможение в России в соответствии с Основным законом РОссийской Федерации должно быть для семьи безвозмездным, а расчёты по родовым сертификатам проводятся на уровне медорганизаций, имея целью улучшение материального состояния женских консультаций, роддомов, но не непосредственно бюджета семьи. Также и сумма повышения пособий по уходу за детьми в силу своей мизерности не сыграла возложенной на неё роли.

В апреле 2011 года в Республике Коми был принят закон о региональном материнском капитале, расходовать который можно на большее количество нужд, чем федеральный капитал: коммунальные услуги, лечение детей и на дошкольное образование. Его размер составляет 150 тысяч рублей и может быть реализован по истечении шести месяцев со дня рождения третьего ребенка или последующих детей. 

С реализацией регионального материнского капитала тоже имеются свои сложности. Региональные законы не должны противоречить Федеральным законам, не должны идти вразрез. Если материнским капиталом приходится оплачивать коммунальные услуги, значит что-то не ладно с начислениями в коммунальной сфере и услуги ЖКХ для многих становятся просто неподъёмными. Чтобы разобраться в причинах недоступности ЖКХ-услуг для населения вряд ли лучший метод наполнение региональным материнским капиталом. Можно конечно порадоваться, что разрешено региональный материнский капитал тратить на лечение детей. Но - почему бы не разрабатывать и не принимать такие программы, которые способствуют сохранению и оздоровлению населения. А с введением платных медуслуг открывается ещё один омут, заглатывающий непомерные денежные суммы. И в таком случае, лечение как таковое может отодвигаться на второй план, сублимируя материальные средства в наживу, но опять же не тех, кто нуждается.

Принято считать, что меры по экономическому стимулированию рождаемости дали положительные результаты. Да, в республике, несмотря на снижение численности женщин репродуктивного возраста, увеличилась численность новорожденных. Особенно значительным оказался рост количества рождений в сельской местности и у женщин, состоящих в зарегистрированном браке. Так, в 2011 году по сравнению с 2006 годом число родившихся у женщин в сельской местности увеличилось на 12 %, а в городской – на 6 %. Число детей, рожденных в зарегистрированном браке, возросло на 22 %, в то время как родившихся вне брака стало меньше на 13 %.

За шесть месяцев 2012 года в республике родилось 6054 ребенка (на 408 детей больше, чем за первое полугодие предыдущего года). Число родившихся возрастало за счет повторных рождений. Число детей, родившихся вторыми, увеличилось на 10%, а третьих и последующих – на треть. Вместе с тем меньше стало женщин, познавших радость материнства впервые – число первенцев в республике снижается.

Надо заметить, что многие роженицы не относятся к коренному населению республики. Повышение рождаемости за счёт мигрантов не улучшает статистики благополучия коренного населения, зато увеличивает долю социальных обязательств государства, которое и без мигрантов-то не может достойно справляться со своей задачей улучшения жизни населения, но для создания видимости улучшения демографической ситуации берёт на себя ещё и дополнительные социальные обязательства.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» положительно сказалась на показателях здоровья новорожденных. По сравнению с 2006 годом заболеваемость новорожденных снизилась. Вместе с тем уровень ее остается высоким, что является неизбежным следствием низкого уровня здоровья беременных. Почти каждая вторая беременность в республике протекает с анемией, каждая четвертая - осложнена болезнями мочеполовой системы. Вследствие невысокого уровня здоровья беременных в 2011 году почти половина всех родов протекала с различными осложнениями.

Оценка состояния здоровья детей первого года жизни позволяет сделать вывод о некоторых положительных сдвигах. В республике увеличилась доля детей, получавших грудное молоко свыше 6 месяцев, с 61% в 2006 году до 68% в 2011 году. Это, в свою очередь, повлекло снижение заболеваемости детей рахитом и анемией. Цифры чуть лучше, чем год назад. Но ранее на грудном вскармливании дети находились до года и более, что благоприятно влияло на их иммунную систему. Теперь же матери влёгкую переходят на искусственное вскармливание.

Если ранее отмечались позитивные моменты в сфере улучшения уровня жизни семей с детьми, то теперь по данным выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, по сравнению с 2006-2011 годом все большее число домохозяйств характеризует финансовое положение семьи как критическое,  удовлетворенность жилищными условиями многих семей также оставляет желать лучшего.
Несмотря на предпринимаемые государством меры (увеличение пособия по уходу за ребенком, введение единовременной выплаты из средств материнского капитала), их реализация не гарантирует от попадания семей с детьми в категорию бедных.

В 2011 году уровень бедности семей с детьми более чем вдвое превышал аналогичный показатель среди бездетных семей. Причем, если для малодетных семей риск попасть за черту бедности по сравнению с 2006 годом снизился, то уязвимость многодетных семей возросла. Так, в 2006 году доходы ниже величины прожиточного минимума имели 65% многодетных семей, в 2011 году – 71%. К 2015 году уязвимость многодетных семей достигает критического уровня.

Для многодетных домохозяйств характерен общий низкий уровень благосостояния: у них ниже, чем в среднем по республике, располагаемые ресурсы, невысокое качество питания, стесненные, а порой критические (2-1 кв.м.на человека) жилищные условия. 
В последние годы в республике вопросы охраны репродуктивного здоровья населения, повышения качества оказания медицинской помощи матери и ребенку были приоритетными если только на словах: административное чиновничество раздавало бездумные обещания.

Вместе с тем продолжают сохранять свою значимость проблемы улучшения репродуктивного здоровья женщин, минимизации послеродовых осложнений, сохранения и восстановления здоровья детей, повышения уровня жизни многодетных семей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Народная экспертиза гендерной ответственности

Моя фотография
Russia
Учредители: Попов В.П. Попова М.К. Веклич Н.В.